ГЛАВНАЯ   ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ   ЭКСПЕРТАМ   СТАТЬ ЭКСПЕРТОМ   О ПРОЕКТЕ   КОНТАКТЫ   ФОРУМ

  Мнение эксперта // Эксперт в области искусства, Эксперт-антиквар

«Твой хрупкий мир таит любовь и свет...», поговорим об антикварном фарфоре

Сергей Кузнецов, антиквар

Сергей КУЗНЕЦОВ


  АНОНС: Почти тысячу лет производство фарфоровых изделий было одной из самых охраняемых тайн Китая. Весь фарфор Сиама, Индии, Персии – китайского происхождения. Почему когда-то фарфор называли белым золотом? Как отличить фарфор от фаянса, ведь они внешне так похожи? Стоит ли сегодня инвестировать деньги в фарфор? Какой фарфор можно назвать «инвестиционно - привлекательным»? В какие предметы фарфора лучше всего инвестировать? Как отличить дорогой фарфор от дешевого? Что такое деколь? Как отличить деколь от росписи? Как начать собирать фарфор? Профессиональные комментарии в статье нашего эксперта - антиквара с 18- летним стажем, эксперта по культурным ценностям Росохранкультуры по РТ.

  ВОПРОС: Когда-то фарфор называли белым золотом, почему?
  ОТВЕТ: Почти тысячу лет производство фарфоровых изделий было одной из самых охраняемых тайн Китая. Настолько строго охраняемых, что даже в соседнюю Японию фарфоровое производство попало только в XVII веке. Весь фарфор Сиама, Индии, Персии – китайского происхождения. От них и пошло название – фахфур - «императорский». В Европе первые сведения о фарфоре появились в 1298 году благодаря рассказам Марко Поло. Много фарфоровых изделий привезли в Европу возвращавшиеся из походов крестоносцы. Стоимость фарфоровых изделий была очень высока. За фарфоровую чашку платили золота больше, чем в нее вмещалось. Даже черепки разбитой посуды оправляли в золото и носили как талисманы. Считалось, что фарфор чернеет от яда, поэтому можно спастись от отравления.
В начале XVI века начались промышленные поставки китайского фарфора в Европу. Португальцы первыми освоили морской путь в Индию и Китай, они же и дали название фарфору, принятому во всей Европе – «порцелен», вследствие сходства фарфора с блестящей внутренностью морской раковины, которую в Италии называли «порчелло» - «свинушка». Название прижилось и им пользуется Европа до сих пор.

  ВОПРОС: Как отличить фарфор от фаянса, ведь они внешне так похожи?
  ОТВЕТ: В состав фарфора входит каолин - это особая тугоплавкая глина, выдерживает температуру до 1700 градусов и полевой шпат, который плавится при 1200 градусах. При температуре в 1400 градусов, эти составляющие спекаются в единую массу, получается черепок стекловидный, однородный и прочный, не пропускающий воду. Температура обжига фаянса значительно ниже- 1000- 1200 градусов. Черепок фаянса водопроницаем и более рыхлый. Черепок фарфора просвечивает, а фаянса нет. На ободке донышка есть глазурь - это фаянс, если нет – фарфор. При повторном обжиге фарфор покрывают глазурью и если на ободке оставить глазурь – изделие прилипнет к подставке. Фарфор звенит при постукивании, фаянс издает глухой звук. Фаянс со временем покрывается сеткой мелких трещин - «кракле», это не считается дефектом, тогда как фарфор тверже и трещины на нем недопустимы.

  ВОПРОС: Стоит ли сегодня инвестировать деньги в фарфор?
  ОТВЕТ: Именно сегодня и стоит делать такие инвестиции. Кризис помог. На рынке антиквариата нет-нет, да и появятся коллекционные фарфоровые изделия. До кризиса коллекционный фарфор не «доходил» до рынков. Происходило просто кулуарное перемещение из одной коллекции в другую. Сейчас уже можно выловить и вазы Императорского Фарфорового завода, и сервизы первой половины XIX века. Именно в кризисные и посткризисные времена и можно инвестировать и создавать хорошие коллекции. В «сытое» время хороший фарфор на рынке опять исчезнет. Хрупкость материала тоже вносит свои коррективы.

  ВОПРОС: Какой фарфор можно назвать «инвестиционно - привлекательным»?
  ОТВЕТ: Прежде всего, русский фарфор XVIII – первой половины XIX века. Почему именно русский? Первыми китайский секрет производства фарфора «раскрыли» в Саксонии - в начале XVIII века. И с тех пор порцелановая мануфактура в Мейсене выпустила огромное количество разнообразной продукции. Немало выпущено фабриками во Франции (Севр, Лимож), Италии (Каподимонте), Вене, Англии, Чехии и др. Россия начала собственное производство фарфора несколько позже других стран (1744 - год открытия Невской порцелиновой мануфактуры), зато нигде в мире трудное дело создания фарфора не было выполнено так блестяще, как у нас в стране. Два крупнейших ученых – Д.И.Виноградов, М.В.Ломоносов и молодой московский гончар И.Гребенщиков, независимо друг от друга изобрели и само производство фарфора, и технологию этого производства. Глину нашли под Москвой в Гжели, белый чистый кварц с олонецких заводов, алебастр - из нашей матушки Казани. Д.И.Виноградов шаг за шагом описал производство фарфоровой массы, ее обжиг. Его за это даже на цепь посадили, «велено было зорко охранять русский секрет». Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) стал первым и лучшим заводом в России. В течение всего периода существования он был чисто художественным заведением и обслуживал императорский двор. Изделия этого завода отличались «изысканностью форм и росписей, мастерством исполнения и высоким качеством самого фарфора и глазури». Первым частным заводом по производству фарфора стал завод обрусевшего англичанина Франца Яковлевича Гарднера в Вербилках под Москвой. Уже в конце XVIII века изделия ИФЗ и фабрики Гарднера стали копировать и подделывать в Европе. Изделия завода купца Попова в Горбуново Московской губернии пользовались особым спросом у любителей фарфора. Небольшие заводики в Речицах и Кузяево создали славу всем заводам Гжели. К концу XIX века многие заводы разорились, и производство фарфора в стране фактически было монополизировано Товариществом М.С.Кузнецова. Хорошо изучив рынок фарфора в стране и за границей, Товарищество заполонило все рынки своим товаром. При этом успешно конкурировали даже на родине фарфора – Китае и Ближнем Востоке. Практически в любой российской семье есть предметы фарфора, произведенного Товариществом М.С.Кузнецова. А продукция первых русских заводов конца XVIII – начала XIX веков потихоньку исчезла в силу своей хрупкости. Только в музеях и в больших собраниях коллекционеров еще можно увидеть «золотой век» русского фарфора. Да вот сейчас иногда мелькнет ваза или тарелка этого периода - спасибо кризису. С 1917 года открывается новая, не менее интересная страница производства русского фарфора. Скоро и от продукции Товарищества М.С.Кузнецова не останется и следа. Европейские же заводы не прекращали своей работы никогда. Наиболее удачные работы тиражировали, и продолжают выпускать по сей день. Именно поэтому я считаю, что продукция ИФЗ и частных русских заводов - раннего Гарднера, Попова, Тереховых и Киселева, Батенина, Сафронова, братьев Гулиных, Миклашевского и др. достойна финансовых вложений. Даже если эти изделия сохранились не полностью, или имеют трещины. Других уже не будет. Хотя я не против вложений и в ранний Европейский фарфор.

  ВОПРОС: А в какие предметы лучше всего инвестировать?
  ОТВЕТ: Кто-то считает, что вкладывать деньги можно в любой фарфор. Я знаю московскую стильную даму, которая собирает фарфоровые сырные доски – приличная коллекция набралась. Конечно, приобрести вазу или полный сервиз не каждому по карману, да и встречаются они редко. А вот прикупить красивую чайную пару могут позволить себе многие. Однако с точки зрения долгосрочных инвестиций лучше приобрести дорогой фарфор - вазы, желательно Императорского фарфорового завода, комплектные сервизы, фарфоровую пластику, тарелки с военной тематикой. Всё то, что неизменно пользуется спросом на мировых антикварных рынках. Расти в цене будет именно этот фарфор.

  ВОПРОС: А как отличить дорогой фарфор от дешевого?
  ОТВЕТ: Бытует мнение, что дорогой фарфор должен быть тонкостенным, почти прозрачным. Очень часто дорогие вещи специально делали толстостенными, чтобы меньше бились. Дорогой фарфор несет на себе признаки высочайшего художественного достоинства. Очень ценятся предметы с военной тематикой и вазы. Можно приобрести за сравнительно небольшие деньги предметы из дворцовых сервизов Императорского фарфорового завода, так называемые «ординарные» - изготовленные по ордеру придворных контор для пополнения дворцового имущества. Тарелки при Дворе Его Императорского величества били нещадно и для пополнения того или иного сервиза заказывали доделки. Лучше, если приобретаемые вами вещи будут художественно расписанными, а не печатными деколью.

  ВОПРОС: А что такое деколь?
  ОТВЕТ: Деколь – если несколько упростить, это та же переводная картинка, позволяющая тиражировать и повторять рисунок на фарфоре. Высокохудожественная роспись - признак уникальности предмета и сигнал к более высокой стоимости.

  ВОПРОС: А как отличить деколь от росписи?
  ОТВЕТ: Для этого необходима лупа. Как правило, деколь состоит из множества точек, примерно так же как фотография в газете. Легко отличить деколь на предметах сервиза. Рисунок повторяется абсолютно, без различий, тогда как художественная роспись уникальна, даже при повторе. Часто деколь при нанесении прорывалась. Кроме того, чтобы «оживить» деколь, ее часто подрисовывали - т.н. «деколь с прорисовкой», особенно в местах разрыва. Часто именно объемная прорисовка и выдает деколь. Художественная роспись никогда не делалась выпукло. Но необходимо отметить, что появление деколи – это вторая треть XIX века. Из перечисленных мною заводов до этого времени «дожили» только завод Гарднера, так называемый «красный Гарднер», названный по цвету клейма, и Императорский фарфоровый завод, но его продукцию деколью не испортили, тем более, что этот завод был пионером использования деколи в нашей стране. Остальные заводы были закрыты до ее появления. Вазы Императорского фарфорового завода с деколью порой настолько роскошны, что и не верится, что это не ручная роспись.

  ВОПРОС: А в городе Казани можно приобрести подобную продукцию?
  ОТВЕТ: Если поискать, то пока еще можно найти. Как правило, такие вещи быстро «уезжают» в Москву. Не созрел пока еще казанский антикварный рынок. Американцы считают, что наиболее правильными долгосрочными вложениями, являются только вложения в золото и антиквариат - при полной нестабильности всех национальных валют. Понимают это и в Москве. Последние антикоррупционные скандалы в министерстве обороны это четко показали. У главных фигурантов на стенах и в сейфах – антиквариат, а ведь фигурантам чуть больше 30 лет. В нашей республике предпочитают вкладывать деньги в современную продукцию – картины, телевизоры, машины, золотые украшения из турецкого золота, сервизы китайского производства - в то, что с годами становится дешевле и дешевле. Сколько раз нам предлагали сервиз «Мадонна» - не сосчитать. В день до 10 раз доходило. На антикварном рынке он не ценится вообще. Зато фигурки завода Попова мы разве что из помойного ведра не вынимали, по причине их «битости».

  ВОПРОС: А как начать собирать фарфор?
  ОТВЕТ: Начните с экскурсий по музеям, антикварным магазинам, чтению литературы по этой тематике.

Подарок эксперта

ЭКСПЕРТ-АНТИКВАР © 2012 Кузнецов Сергей Викторович – антиквар с 18-летним стажем, эксперт по культурным ценностям Росохранкультуры по РТ, преподаватель Казанского (Приволжского) Федерального Университета, директор антикварного магазина.
тел. (843) 264-2510 (антикварный магазин по адресу: г. Казань, ул. К.Маркса, д. 53а)
e-mail: hrono2002@mail.ru



ГЛАВНАЯ   ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ   ЭКСПЕРТАМ   СТАТЬ ЭКСПЕРТОМ   О ПРОЕКТЕ   КОНТАКТЫ   ФОРУМ
Система Orphus

© 2011-2012 Электронный журнал «Эксперт.com». При использовании материалов сайта гиперссылка на www.экспертком.com обязательна.
Условия использования материалов // Правила заимствования контента