ГЛАВНАЯ   ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ   ЭКСПЕРТАМ   СТАТЬ ЭКСПЕРТОМ   О ПРОЕКТЕ   КОНТАКТЫ   ФОРУМ

  Мнение эксперта // Эксперт в области искусства, Эксперт-антиквар

Вложение капитала, все ли русские иконы ценятся на вес золота? Покупая иконы...

Сергей Кузнецов, антиквар

Сергей КУЗНЕЦОВ


  АНОНС: Все ли русские иконы ценятся на вес золота? Предвидя возможное возмущение верующих, автор напоминает, что в данной статье иконы рассматриваются только с точки зрения вложения капитала, и не рассматриваются как культовый предмет. Какие факторы влияют на стоимость икон? Какие существуют способы подделки и икон? В какие иконы лучше всего инвестировать деньги, - в иконы какого письма, реставрированные или не реставрированные, в драгоценных окладах или нет, какого размера должна быть икона, с каким сюжетом? Профессиональные комментарии в статье нашего эксперта - антиквара с 18- летним стажем, эксперта по культурным ценностям Росохранкультуры по РТ.

  ВОПРОС: Русские иконы всегда ценились на вес золота. Это правда?
  ОТВЕТ: Икона иконе – рознь, если рассматривать икону как объект древнерусской живописи, а не предмет религиозного поклонения. Давайте разберем, из чего состоит традиционная живописная икона. Деревянная доска – основа покрывалась левкасом (гипсовая смесь на клеевой основе), внутри левкаса, ближе к деревянной основе, находилась паволока – грубая льняная ткань. Левкас полировали, наносили красочный слой, поверх красочного слоя - защитный слой олифы. Иногда центр доски, подготовленной под икону, углубляли, получался так называемый ковчег. Икону писали темперными красками. С 18 века иконы начали писать и масляными красками, т.н. фряжское письмо. С первой половины 19 века иконы начали писать, в том числе, и на сусальном золоте. Иногда, с целью сохранения красочного слоя на икону делали оклад, победнее - латунный, побогаче – серебряный.
Как правило, икону делал один человек – богомаз. Часто на задней стороне иконы он делал пометки, кто, когда, какую икону заказал. Эти записи богомаз процарапывал гвоздем, не всегда разборчиво. Владельцы таких икон обычно считают, что эти записи (не расшифрованные владельцем) обозначают что-то важное. Много икон было сделано на заказ. На таких иконах обычно много святых угодников. Каждому члену большой семьи - согласно его имени – свой святой. Многие иконы имели свои сюжеты - «Рождество Пресвятой Богородицы», «Успение Пресвятой Богородицы», «Снятие с креста», «Введение во храм» и т.д., эти сюжеты совпадали с великими праздниками. Эти сюжеты были любимы. Иногда хозяин заказывал икону или со святым, который поможет решить ту или иную проблему – например, святой Пантелеймон – если в семье кто-то болел, или с сюжетом не часто встречающимся – «Огненное восхождение Ильи - пророка», «Сошествие во ад» и др. – кому что нравится. Сами богомазы писали по-разному. Один – профессионал, учился письму с детских лет, у настоящих художников – часто это были выходцы из старинных русских центров иконописи – Мстера, Палех, Холуй, другой – монах, имеющий несомненные способности, но не художник в полном смысле слова, третий - крестьянин, летом пашущий землю, а зимой коротающий день за написанием икон, т.к. тоже имеет к этому желание. Конечно же, уровень живописи, а значит и конечная цена иконы, будут разными.
Со второй половины 19 века, в связи с выросшим спросом на иконы – стало модно иметь не одну икону, а целый иконостас, начались процессы удешевления написания икон. На доску перестали клеить не только паволоку, но и наносить левкас. Живописец часто писал прямо по дереву. Сам процесс написания стал поточным. Одна бригада готовила деревянные заготовки, другая готовила металлические латунные оклады. Третья рисовала руки, ноги, туловища святых. Самыми главными были «личники», специалисты по написанию лиц, особенно глаз. Именно «личник» мог испортить икону, а мог написать шедевр. Эти иконы называют «подокладными».
Таким образом, стоимость изготовления икон снизилась, а количество их уже в середине 50-х гг. 19 века, доходило до полутора миллиона в год. Значительно увеличилось количество икон к концу 19 века, после изобретения цветной печати и так называемой накатки – способа нанесения масляной живописи на дерево, позднее и на металл механическим способом. Но надо помнить, что наряду с этим, профессиональные иконописцы продолжали изготавливать свои иконы традиционным способом, темперной живописью. В процесс изготовления икон включились и ювелиры. Иногда у вроде бы простой «подокладной» иконы с масляной живописью бывает оклад – шедевр русских ювелиров. Они использовали все доступные традиционно русские достижения ювелирной мысли. Тут и зернь, и объемная скань, и многоцветная или даже живописная эмаль в сочетании со сканью и сама по себе, и чернь. А надо помнить, что эмаль наносилась в несколько приемов, сколько цветов, столько раз изделие побывало в печке. На любом этапе мог быть брак, и процесс повторялся заново.
Как бы икону не берегли, но часто, то бабушки к религиозному празднику икону щелоком помоют, то оклад кирпичной пылью натрут, чтоб блестел, то лампадку у иконы заденут, а она к доске приблизится, то крыша протечет, то печку перетопят. Всех этих напастей вместе и порознь достаточно, чтобы красочный слой, нанесенный на гипсовую основу левкаса, а то прямо на доску, начал разрушаться. Процессы разрушения икон необратимы. Затормозить их могут только профессиональные реставраторы.
Поэтому далеко не все иконы идут «на вес золота».

  ВОПРОС: Кроме вышеперечисленных факторов, влияющих на стоимость иконы, какие другие не менее важные, если не более важные факторы существуют?
  ОТВЕТ: Прежде всего, подделки икон. Зачастую верхний защитный слой олифы темнел настолько, что живопись была уже не видна. И тогда иконописец «поновлял» икону, т.е. прямо по старому живописному слою наносил новый, порой существенно отличавшийся от предыдущего, а то и другого сюжета. И чем старше была икона, тем больше таких наслоений могло быть. Встречались иконы с 7-8 записями. Коллекционеры во все века уважали такие иконы и старались их приобрести. Распознать такую икону непросто. Записи не видны одна из-под другой как одежда. Тут опыт нужен, нюх, острый глаз. И не всегда удача на твоей стороне. Даже если и распознаешь такую икону, может выясниться, что на старую доску в 18-19 вв. нанесли новое изображение потому, что предыдущее полностью разрушилось и не сохранилось.
В середине 19 века возрос интерес ко всему русскому и, прежде всего, к иконам. Коллекционеры начали « охоту» за старыми иконами. Но на всех их не хватало. И ловкие дельцы стали их массово изготавливать. Нужна была только старая, побитая временем доска, желание и умение. Изготавливали сначала для старообрядцев «иконы старого письма», а затем и для простых собирателей. И так качественно изготовили, что сейчас специалисты, имеющие самые совершенные способы распознавания, не всегда могут выявить эти подделки. В каталогах Третьяковской галереи так и писали – «Икона «Спас в силах» 15(?) – 19 (?) век».
Вторая волна подделок пришлась на 20 – 30 гг. 20 века. Много тогда антиквариата, в том числе и икон, было продано за рубеж. Западные коллекционеры тоже хотели старых красивых икон. И секретные мастерские удовлетворяли их желания. Многие «старинщики» («спецы» по изготовлению «старинных» икон) еще были живы и находились без дела. Секреты и технологии им были знакомы, работа закипела.
Третья волна пришлась на нулевые годы 21 века. Современные «старинщики» массово скупают старые доски, не имеющие изображений, оклады икон, оклады из драгоценных металлов, иконы с полуосыпавшимся слоем живописи - для изготовления новоделов. Их, как правило, пишут по всем канонам древнерусской иконописи, выбирают ходовые сюжеты, используют «школьное» письмо. На некоторых иконах бывает сложно определить – где заканчивается «родная» живопись и где начинается новая. Сами изготовители такие иконы продают недорого, мошенники же - по цене подлинных. Ювелирные мануфактуры ремонтируют оклады, венцы, или просто изготавливают заново, благо пуансоны со старыми пробирными клеймами можно приобрести у других мошенников.

  ВОПРОС: Так какие же иконы тогда надо покупать?
  ОТВЕТ: Предвидя возможное возмущение верующих, хочу напомнить, что сейчас мы рассматриваем иконы только с точки зрения вложения капитала. Иконы как культовый предмет мы сейчас не рассматриваем. Итак: первое, на что надо обращать внимание – это сохранность «родного» живописного слоя. Если есть следы поновлений, от такой иконы лучше отказаться. Если понравившаяся вам икона имеет оклад, то внимательно осмотрите и его. Клейма мастера и пробирера (альдермана), клейма города, проба – все должно совпадать и на окладе и на венцах. Если не совпадают, то, скорее всего, венец подобран. Это не страшно, если вам икона необходима как предмет культа, но не допустимо – в случае вложения капитала. Общее состояние иконы настолько важно, что идеально сохранившиеся иконы конца 19 – начала 20 века порой стоят в десятки раз больше, чем плохо сохранившиеся 18 века. Второе, на что обратить внимание – письмо иконы. Иконы так называемого «деревенского» письма, даже идеально сохранившиеся, недороги. Третье - сюжет. Есть сюжеты популярные и не популярные. Не каждый захочет приобрести себе икону «Успение Пресвятой Богородицы», «Честная голова Иоанна Крестителя», «Страшный суд» и др. Зато иконы сюжетные, а также «Вседержитель», «Николай Чудотворец», а особенно различные варианты изображений Богоматери всегда пользовались, и будут пользоваться большим спросом. В нашем городе, как и во всей России, конечно, очень популярна икона - одна из четырех икон хранительниц земли Русской – «Казанской иконы Пресвятой Божией Матери».
Немаловажную роль играет и размер иконы. Наиболее популярны иконы т.н. «аналойного» размера - примерно 32х26 см. Слишком маленькие, как и слишком большие иконы менее популярны.
И самый главный критерий – покупаемая икона должна вам нравиться. Не редки случаи, когда покупаемые для перепродажи иконы, «прикипали» к душе и хозяин отказывался расставаться с иконой за любые деньги. Красивая парадная икона затмит собой все остальное. Ваше внимание и внимание ваших гостей будет приковано только к ней.
Итак, лучше всего инвестировать деньги в иконы «школьного» письма, не реставрированные, в драгоценных окладах, «аналойного» размера, с популярным сюжетом, красивые. Именно эти иконы дорожали больше всего за последние 10 лет. Именно такие иконы чаще всего покупали на подарки в экономический кризис. Поэтому проблем с их реализацией не будет.

Подарок эксперта

ЭКСПЕРТ-АНТИКВАР © 2012 Кузнецов Сергей Викторович – антиквар с 18-летним стажем, эксперт по культурным ценностям Росохранкультуры по РТ, преподаватель Казанского (Приволжского) Федерального Университета, директор антикварного магазина.
тел. (843) 264-2510 (антикварный магазин по адресу: г. Казань, ул. К.Маркса, д. 53а)
e-mail: hrono2002@mail.ru



ГЛАВНАЯ   ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ   ЭКСПЕРТАМ   СТАТЬ ЭКСПЕРТОМ   О ПРОЕКТЕ   КОНТАКТЫ   ФОРУМ
Система Orphus

© 2011-2012 Электронный журнал «Эксперт.com». При использовании материалов сайта гиперссылка на www.экспертком.com обязательна.
Условия использования материалов // Правила заимствования контента